Информационный сайт о Франции

 

Педадогика. Эвристические карты.

Эвристический метод изучения берет свои истоки в Древней Греции. Античный философ Сократ сравнивал приемы этого метода с искусством повивальной бабки. Он унаследовал повивальное искусство от матери с той разницей, что помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам . И рождались не дети, а новые мысли. Эврика - значит открытие , в дословном переводе с греческого "Нашел!"
Сократ путем диалога приводил к истине своих учеников. Он обладал искусством так выстроить цепочку вопросов, что давая ответы на них, ученик приходил сам к разрешению проблемы и получению нового знания.
Метод , который рассматривается в этой статье, основан на сократовской теории. Цель метода - создать собственный процесс осознания при изучении французского языка. Ученик отыскивает свой собственный смысл, свою закономерность и строит свои образы в цепочку запоминания.

Эвристическая карта это - средство визуализации, организации и управления информацией.
Яркая, элегантная, полезная!
Это педагогическое понятие ввел Фредерик ле Бихан, создатель французской  эвристической школы Ecole Française De L'heuristique (EFH).
Эта статья полезна как преподавателям французского языка, так и ученикам.

Если Вы изучаете французский язык, Вы можете сделать для себя ваши индивидуальные карты , носить их с собой и периодически повторять материал.

В чем особенность этой карты?
У нее есть центр, окруженный главными темами.

В чем ее Сила?
Она позволяет нам мобилизовать оба полушария головного мозга для использования всех наших ресурсов. Она легка, приятна в использовании. Мы часто используем карты в повседневной жизни, например, список продуктов, которые надо купить на рынке, это своего рода карта.


Карта - это средство структурирования информации, с помощью которой мы видим связи между элементами .
Преподаватели иностранных языков во Франции широко используют этот метод .

При изготовлении карты задействованы цвет и слова, логика и интуиция, рисунки и структура.

Эвристические карты различаются по целям. Например, для изучения грамматики или организации словаря.

ПРИМЕРЫ эвристических карт в зависимости от их назначения:

I. Изучение спряжения глаголов третьей группы ( Mémoriser la conjugaison des verbes du 3ème groupe avec une carte ):

Эвристическая карта. Французские глаголы 3 группы

Этапы работы с картой:

1 - Первый взгляд на карту

- исследуйте ее содержание , обращая внимание на структуру.
- почувсвтвуйте "музыку" глаголов.
- присоедините язык жестов к произношению глаголов.

2 - Восстанавление  карты в памяти

- восстановите базовую структуру на бумаге.
- восстановите группы глаголов на доске или бумаге.
- расскажите об этом, используя разную тональность голоса (высокий голос, низкий голос).
- сделайте карту заново.

3 - Карта "в дырах" ( с пропусками глаголов )

- создайте группы глаголов, которые спрягаются одинаково.

4 - Карта "в дырах" ( со списком глаголов )

- заполните эту карту после ее изучения, повторения вслух и написания.
- проверьте , над чем нужно работать ученику, где у него "дыры" и приспосабьтесь к потребностям ученика.

5 - Полная карта: игровое поле

- поиграйте в спряжение глаголов  в утвердительной форме, затем в отрицательной и вопросительной.
- образуйте двучлены. 2 игрока бросают по очереди кубики. По количеству точек на кубике, игрок спрягает данный глагол в этом лице. Например, на кубиках выпала цифра 2 . Преподаватель говорит " Проспрягайте глагол prendre во втором лице"

II. Карта "Образование отрицательной формы" (Formation de la négation) :
Эвристическая карта. Отрицательная форма во французском языке

III. Словарь: значения глагола rendre ( Vocabulaire: les significations du verbe rendre ):


Эвристическая карта. Значение глагола rendre.

Вот несколько советов и предложений по  использованию этой карты:

- напишите слово "rendre " в центре . Это  сердце карты.

- попросите учеников дать примеры фраз со словом rendre и объяснить различные значения этих фраз, о которых они знают . Если их предложения соответствуют значениям, которые уже есть на карте, напишите их на доске в том же месте, как на карте, чтобы сравнить потом карту с написанным на доске .

- для значений фраз, которые не были названы студентами, напишите примеры и попросите студентов попытаться догадаться о правильном их значении.

IV. Карта : Где я , куда я иду ( Carte de bord : Où je suis, où je vais ).

Эвристическая карта. Французский язык. Где я и куда иду.

Для учеников важно видеть, где они в данный момент со своими знаниями, куда они идут, видеть прогресс, видеть остаток пути, который осталось пройти при изучении грамматики и не иметь ощущение топтаться на месте или возвращаться назад.

Эти карты можно рисовать от руки, или изготовить в цифровом виде , используя различные программы - иллюстраторы.
Для преподавателей Французская эвристическая школа организует обучающее ателье по изготовлению карт.  Сайт школы www.efh.fr

Образцы карт изготовлены Marion Charreau и Thomas Zannoni . Материал с сайта http://www.lecafedufle.fr.