|
Педадогика. Эвристические карты.
Эвристический метод изучения берет свои истоки в Древней Греции. Античный философ Сократ сравнивал приемы этого метода с искусством повивальной бабки. Он унаследовал повивальное искусство от матери с той разницей, что помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам . И рождались не дети, а новые мысли. Эврика - значит открытие , в дословном переводе с греческого "Нашел!" Сократ путем диалога приводил к истине своих учеников. Он обладал искусством так выстроить цепочку вопросов, что давая ответы на них, ученик приходил сам к разрешению проблемы и получению нового знания. Метод , который рассматривается в этой статье, основан на сократовской теории. Цель метода - создать собственный процесс осознания при изучении французского языка. Ученик отыскивает свой собственный смысл, свою закономерность и строит свои образы в цепочку запоминания.
Эвристическая карта это - средство визуализации, организации и управления информацией. Яркая, элегантная, полезная! Это педагогическое понятие ввел Фредерик ле Бихан, создатель французской эвристической школы Ecole Française De L'heuristique (EFH). Эта статья полезна как преподавателям французского языка, так и ученикам.
Если Вы изучаете французский язык, Вы можете сделать для себя ваши индивидуальные карты , носить их с собой и периодически повторять материал.
В чем особенность этой карты? У нее есть центр, окруженный главными темами.
В чем ее Сила? Она позволяет нам мобилизовать оба полушария головного мозга для использования всех наших ресурсов. Она легка, приятна в использовании. Мы часто используем карты в повседневной жизни, например, список продуктов, которые надо купить на рынке, это своего рода карта.
Карта - это средство структурирования информации, с помощью которой мы видим связи между элементами . Преподаватели иностранных языков во Франции широко используют этот метод .
При изготовлении карты задействованы цвет и слова, логика и интуиция, рисунки и структура.
Эвристические карты различаются по целям. Например, для изучения грамматики или организации словаря.
ПРИМЕРЫ эвристических карт в зависимости от их назначения:
I. Изучение спряжения глаголов третьей группы ( Mémoriser la conjugaison des verbes du 3ème groupe avec une carte ):
Этапы работы с картой:
1 - Первый взгляд на карту
- исследуйте ее содержание , обращая внимание на структуру. - почувсвтвуйте "музыку" глаголов. - присоедините язык жестов к произношению глаголов.
2 - Восстанавление карты в памяти
- восстановите базовую структуру на бумаге. - восстановите группы глаголов на доске или бумаге. - расскажите об этом, используя разную тональность голоса (высокий голос, низкий голос). - сделайте карту заново.
3 - Карта "в дырах" ( с пропусками глаголов )
- создайте группы глаголов, которые спрягаются одинаково.
4 - Карта "в дырах" ( со списком глаголов )
- заполните эту карту после ее изучения, повторения вслух и написания. - проверьте , над чем нужно работать ученику, где у него "дыры" и приспосабьтесь к потребностям ученика.
5 - Полная карта: игровое поле
- поиграйте в спряжение глаголов в утвердительной форме, затем в отрицательной и вопросительной. - образуйте двучлены. 2 игрока бросают по очереди кубики. По количеству точек на кубике, игрок спрягает данный глагол в этом лице. Например, на кубиках выпала цифра 2 . Преподаватель говорит " Проспрягайте глагол prendre во втором лице"
II. Карта "Образование отрицательной формы" (Formation de la négation) :
III. Словарь: значения глагола rendre ( Vocabulaire: les significations du verbe rendre ):
Вот несколько советов и предложений по использованию этой карты:
- напишите слово "rendre " в центре . Это сердце карты.
- попросите учеников дать примеры фраз со словом rendre и объяснить различные значения этих фраз, о которых они знают . Если их предложения соответствуют значениям, которые уже есть на карте, напишите их на доске в том же месте, как на карте, чтобы сравнить потом карту с написанным на доске .
- для значений фраз, которые не были названы студентами, напишите примеры и попросите студентов попытаться догадаться о правильном их значении.
IV. Карта : Где я , куда я иду ( Carte de bord : Où je suis, où je vais ).
Для учеников важно видеть, где они в данный момент со своими знаниями, куда они идут, видеть прогресс, видеть остаток пути, который осталось пройти при изучении грамматики и не иметь ощущение топтаться на месте или возвращаться назад.
Эти карты можно рисовать от руки, или изготовить в цифровом виде , используя различные программы - иллюстраторы. Для преподавателей Французская эвристическая школа организует обучающее ателье по изготовлению карт. Сайт школы www.efh.fr
Образцы карт изготовлены Marion Charreau и Thomas Zannoni . Материал с сайта http://www.lecafedufle.fr.
|
|